Лингвистическая экспертиза

Лингвистическая экспертиза выявляет достоверность и смысловую направленность разнообразной вербальной информации, т.е. устных сообщений, письменных и печатных текстов. Данное исследование имеет силу объективного доказательства и может потребоваться в ходе ведения дел разной направленности: от административной до уголовной. Популярность исследования текстов и аудиозаписей растет за счет увеличения количества исков о чести и достоинстве, по защите авторских прав и пр.

Лингвистическая экспертиза проводится экспертами-специалистами по лингвистике на основе теории и методов изучения речевых объектов. Итогом экспертизы выполняется отчет, который может выступать как доказательство в суде. Помимо этого эксперты нередко выступают в суде, выполняя пояснение экспертизы, сделанной другой компанией, или в тех случаях, когда в рамках дела требуются особые лингвистические познания.

 Лингвистическая экспертиза решает достаточно широкий круг задач, в числе которых:

  • определение значения слов и фраз, выяснение их происхождения
  • определение значений и смысла речевых единиц
  • изучение товарных знаков, объектов рекламы, наименований, слоганов на выявление их тождества или сходства между собой
  • установление смысла текста, его эмотивной направленности, использованных стилистических приемов
  • выявление возможных вариантов трактовки текста документа или отдельных его положений.

В качестве предмета данная экспертиза рассматривает факты, установленные на основе изучения языковых объектов.

Эксперты могут принимать для изучения любые речевые объекты, выраженные на материальных носителях, а именно:

  • любые тексты, записки, документы
  • публикации, размещенные в газетах, журналах и на Интернет-ресурсах, выступления в СМИ
  • устная речь, записанная аудио или видеоформате.

 В соответствии с задачами, которые ставятся в рамках лингвистической экспертизы, перед экспертом могут ставиться вопросы из приведенного ниже списка:

- Можно ли выявить негативную информацию об одном или нескольких лицах в тексте (речи), предоставленной на исследование?
- Какие именно утверждения из текста (речи) содержат эту негативную информацию?
- Какую форму имеет выявленная негативная информация: оценка, утверждение, предположение, вопрос или скрытый подтекст?
- Можно ли отнести фразу или высказывание к конкретному лицу?
- Какова коммуникативная направленность текста (речи, высказывания)?
- Можно ли говорить о присутствии в тексте (речи) высказываний, опирающихся на национальную, религиозную или социальную принадлежность и выражающие (имеющие):
       - негативное отношение (окраску) к определенной группе людей?
       - неполноценность граждан, принадлежащих к этой группе?
       - уничижительную окраску по в целом отношению к определенной национальности, конфессии, социальной группе?
       - положительную оценку таким явлениям, как геноцид, репрессии, депортации в отношении определенной группы людей?
- Можно ли говорить о присутствии в тексте высказываний, утверждающих в отношении конкретной нации (конфессии):
       - превосходство или неполноценность?
       - враждебное отношение?
- Есть ли в тексте выражения, говорящие о враждебном отношении со стороны какой-либо нации или конфессии?
- Можно ли выявить в исследуемых материалах призывы к вражде или осуществлению насильственных действий в отношении лиц, принадлежащих к определенной группе?
- Можно ли выявить в исследуемых материалах призывы к нарушению прав граждан по национальному или религиозному признаку?
- Можно ли выявить в информационном материале лозунги, призывающие к экстремистским и противоправным действиям?
- Есть ли в представленном на экспертизу высказывании признаки призыва к каким-либо действиям?
- Есть ли смысловое сходство или различие и какова его степень между несколькими словами или выражениями?
- В чем заключается смысл и значение слова, употребленного в тексте предоставленного на исследование материала?
- В чем заключается смысл фразы, пункта договора, части текста?
- Можно ли сделать из исследуемого информационного материала выводы, что…?
- Затрагиваются ли в исследуемом тексте следующие вопросы и темы:….?
- Содержит ли исследуемое выступление или его части пропаганду употребления наркотиков?
- Может ли быть исследуемый материал определен как пропаганда наркотиков?
- Содержит ли изучаемое изображение привлекательный образ употребления наркотиков?
- Имеются ли в информационном материале символы и изображения наркотиков или психотропных препаратов?
- Присутствуют ли в информационном материале символы и изображения веществ, растений, из которых вырабатываются наркотики?
- Имеются ли в публикации иллюстрации, изображающие образ жизни, предполагающий употребление наркотических и психотропных средств?
- Можно ли рассматривать данный текст, как призы к употреблению наркотиков и психотропных средств?