Оценка морских и речных судов.

Морские и речные суда, подлежащие государственной регистрации, согласно действующему гражданскому законодательству (ст. 130 Гражданского Кодекса РФ), классифицируются как недвижимое имущество. Однако с экономической точки зрения из-за своих функциональных и конструктивных свойств все суда целесообразнее относить к классу «Машины и оборудование», который требует своих методов оценки. Наша компания готова провести оценку всех типов судов — морских, речных, смешанного плавания как самоходных, так и буксируемых.

Оценка судов (оценка плавсредств) – одно из самых важных условий функционирования отрасли, особенно в обстановке низкой конъюнктуры рынка купли-продажи. Большое значение, наравне с показателем отношения заемных средств к активам, имеет оценка судов при определении стоимости имущества и процедуре залога. Практически весь мировой флот строится и покупается с использованием заемных средств, поэтому в целях обеспечения своей финансовой безопасности кредиторы весьма скрупулезно подходят к оценке судов, предоставляемых в залог, и всего имущества залогодателя. Учитывается при этом и репутация оценщиков.


Мы выполним оценку судов (оценка плавсредств) любого типа:

суда (морские, речные, смешанного плавания;
водоизмещающие и нетрадиционные скоростные (на воздушной подушке, на подводных крыльях, скоростные катамараны, экранопланы, глиссеры);
грузовые, пассажирские судна;
сухогрузы, танкеры, смешанного типа;
контейнеровозы, паромы;
рыболовные судна;
стоечные (дебаркадеры, причальные понтоны, плавучие гостиницы);
толкачи, буксиры, баржи;
разъездные, катера;
плавучие краны;
земснаряды
Максимально объективный результат оценки судов (оценки плавсредств) обеспечивается применением всех рекомендованных подходов. При выборе оценочной методики учитываются цели и интересы заказчика, проводятся консультации о возможностях использования отчета об оценке судов (оценке плавсредств).

Оценка судов (оценка плавсредств) осуществляется с использованием трех классических, применяемых в международной практике, подходов:

затратный подход;
сравнительный подход;
доходный подход.
Рациональность применения в каждом конкретном случае того или иного подхода определяется типом и состоянием данного судна, а также возможностью классификации его как доходного объекта. Затратный подход базируется на том положении, что стоимость судна (плавсредства) не превышает затрат на замену его новым, то есть не превышает его восстановительной стоимости.

Сравнительный подход—это процесс анализа данных об имевших место продажах судов (плавсредств), сравнимых с оцениваемым. Предпосылкой метода служит представление о том, что разумный собственник не заплатит за имущество больше цены, по которой продается на рынке имущество, равной с оцениваемой полезностью. Реализация этого метода основывается на сборе информации о ценах продаж судов, аналогичных с оцениваемыми, анализа отличий оцениваемого судна от объектов-аналогов, корректировке этих цен с учетом имеющихся отличий. Корректировка применения метода предусматривает сравнение четырех факторов:

условия продажи;
дата продажи;
места расположения;
характеристики судна.
Метод непосредственного сравнительного анализа продаж дает наиболее обоснованные результаты при оценке плавсредств, широко представленных на рынке, относительно которых имеется достаточно информации о фактах их продаж и ценах этих продаж. При недостатке информации о фактически совершенных сделках, могут быть использованы данные о предложениях по продаже аналогичных объектов с учетом корректировки на отличие цен предложения и фактически совершенных сделок. Проведенный анализ свидетельствует о том, что стоимость продаваемого судна (плавсредства) растет с увеличением его дедвейта и падает с увеличением его возраста.

При оценке судов (оценке плавсредств) на металлолом основными факторами, формирующими их стоимость, являются:

дальность буксировки судна к месту его порезки;
текущий и прогнозируемый уровень мировых цен на судовой лом;
экологическая стабильность стран (фирм)-переработчиков судового лома;
существующая и прогнозируемая позиция Кабинета министров РФ, регламентирующая продажу судов на лом;
уровень цен за «разделку» судов (плавсредств) и продажу лома в РФ.
Метод капитализации доходов основан на зависимости текущей стоимости судна (плавсредства) от стоимости всех будущих доходов, которые оно может принести. Этот метод позволяет сравнивать прибыльность вложения капитала в данный класс судов в сравнении с другими видами бизнеса. Исходя из законодательства РФ(в частности, нормативных актов, регламентирующих налогообложение, формирование корпоративных прав при совместной деятельности, лизинг, залог, ипотеку, кредитные отношения и т.д.), а также Кодекса торгового мореплавания, суда (плавсредства) рассматриваются как потенциально доходные объекты, приравненные к недвижимому имуществу. Последнее объединяет методики оценки имущества и имущественных прав по эксплуатации как судов, так и целостных портовых имущественных комплексов. При этом оценка по доходности выполняется методами прямой либо непрямой капитализации.

Согласовывая результаты экспертной оценки судна, (плавсредства) выбирая оптимальный метод, необходимо ориентироваться на наиболее приемлемый для конкретных условий метод, избегая усреднения результатов, которые получены разными методами. Стоит учесть, что при оценке имущества рекомендуется определять уровень, ниже которого принимать величину стоимости нецелесообразно.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ СУДНА (плавсредства) :

Год, место постройки.
Класс регистра, регистровый номер.
Назначение судна.
Собственник.
Копии правоустанавливающих документов.
Полная и остаточная балансовая стоимость судна (если собственник - юрлицо).
Длина, ширина, высота борта, осадка.
Водоизмещение.
Дедвейт.
Вместимость судна.
Автономность плавания по запасам топлива.
Количество палуб и водонепроницаемых переборок.
Трюм (назначение, температура, объем).
Количество и размеры грузовых люков.
Судовые запасы (топливо, пресная вода, балласт, твердый).
Главный двигатель (тип, марка, мощность).
Вспомогательные и аварийные двигатели (тип, марка, мощность).
Движители (тип, количество, материал).
Главный редуктор (марка).
Котлы (количество, производительность, давление).
Краткие характеристики судовых устройств (грузовое, лебедки, якорное, рулевое).
Спасательные средства (тип, марка, количество, вместимость).
Промысловое оборудование (если есть).
Источники энергии судовой сети.
Автоматизация.
Данный перечень документов и информации носит предварительный характер и может быть сокращен или расширен после детального ознакомления оценщика с заданием на оценку судна.

Стоимость услуг по оценке судов (оценке плавсредств) оговаривается в каждом конкретном случае и зависит от следующих факторов:

типа и состава объекта оценки;
полноты и достоверности имеющейся у Заказчика необходимой информации об объекте оценки;
сроков выполнения заказа.
Эксперты нашего предприятия имеют многолетний опыт практической деятельностипо оценке судов .

Оценка судов (оценка плавсредств) оказывается в соответствии с процедурами, определенными действующим законодательством, на основании договора с заказчиком.

По результатам проведенной работы оформляется отчет об оценке судна (оценке плавсредства) , имеющий полную юридическую силу для участников сделки и пользователей отчета.