Оценка железнодорожного транспорта

Оценка железнодорожного транспорта, так же как и оценка любого из видов транспорта, является особым видом оценки, принципиально отличающимся от оценки другого имущества. Именно по причине этих отличий оценку ЖД транспорта принято выделять в отдельный класс.  Данный вид оценки в большинстве случаев требуется  при оформлении сделок, касающихся транспортных средств. Как правило, речь идет о купле-продаже, использовании подвижного ж/д состава в качестве залога, взноса в уставной капитал, получении страховых выплат, при утилизации и прочее.

К оценке ЖД транспорта принято относить оценку тягового состава (локомотивов, электровозов и прочее), нетягового состава (грузовых и пассажирских вагонов), специального подвижного состава, а так же оценку комплектующих и прочих составных частей железнодорожного транспорта. Для проведения качественной оценки в данном случае необходимо привлечение независимого эксперта, специализирующегося на данном виде оценки.

Документы и информация, необходимые при проведении оценки жд транспорта:

  • наименование объекта оценки, его марка и модель
  • технический паспорт (или информация о дате производства, дате начала эксплуатации, информация о производителей)
  • информация о первоначальной стоимости
  • справка об остаточной балансовой стоимости
  • основные характеристики объекта оценки.

Список документов и необходимой информации может быть дополнен экспертом в зависимости от каждой отдельной ситуации.

Особенности оценки железнодорожного транспорта

Основной особенностью оценки ЖД транспорта в нашей стране является то, что отечественный ЖД транспорт в значительной мере устарел, и с физической, и с экономической точки зрения, что существенно затрудняет процесс оценки. При определении реальной рыночной стоимости вагонов, локомотивов и жд комплектующих принято использовать особую методику, учитывающую следующие характеристики ж/д транспорта:

  • фактическое состояние ж/д состава (наличие физического износа)
  • остаточный срок эксплуатации и стоимость объекта по истечении этого срока
  • периодичность проведения ремонтов (текущих и капитальных)
  • срок, оставшийся до следующего планового ремонта
  • характеристики корпуса и котла (использованные материалы, их состояние)

В процессе оценки может быть использован сравнительный оценочный подход, когда помимо учета характеристик и степени износа самого объекта производится анализ существующей ситуации на конкурентном рынке и сравнение оцениваемого объекта с присутствующими на рынке аналогами.

Дополнительно при оценке часто приходится учитывать то, что на настоящим момент все больше развивается рынок аренды железнодорожного транспорта, а значит вагоны, локомотивы и прочее могут самостоятельно генерировать доход, что так же принято учитывать при их оценке. Для этого может использоваться доходный подход к проведению оценки.

При проведении оценки независимый эксперт-оценщик рассчитывает сразу несколько типов стоимости. Чаще всего для железнодорожного транспорта требуется определить реальную стоимость с учетом разнообразных рыночных факторов. Результатом оценки в этом случае становится наиболее вероятная на данный момент стоимость, по которой оцениваемый транспорт сможет быть реализован на рынке. Причем рыночная стоимость на первичном и вторичном рынке будет заметно отличаться.